Впервые появившись в немецком немом фильме «Носферату» 1922 года, граф Орлок вызвал множество споров из-за своего сходства с Дракулой и даже породил слухи о том, что актёр, сыгравший его, был настоящим вампиром.
Макс Шрек в роли графа Орлока в немецком немом фильме 1922 года «Носферату».
До конца своей жизни у Флоренс Стокер была миссия: уничтожить все копии немецкого немого фильма 1922 года «Носферату«. Фильм был явной подделкой под роман ее мужа Брэма Стокера 1897 года «Дракула«, и она была полна решимости стереть его с лица Земли. Но Носферату выстоял. А его злодей-вампир, граф Орлок, стал чем-то вроде кинематографической иконы.
Режиссер Ф.В. Мурнау и продюсер Альбин Грау, Носферату не стеснялись своего Дракульного вдохновения. В одном из его рекламных материалов даже говорилось, что это “вольная адаптация” «Дракулы» Брэма Стокера. Но создатели фильма также постарались отличить своего вампира, графа Орлока, от стокеровского графа Дракулы. И при этом они создали нового, ужасающего монстра.
В отличие от Дракулы, которого часто изображают учтивым, утонченным и тихо наводящим ужас, граф Орлок отталкивающий, злобный и почти звериный внешне. Дракулы из фильмов, появившиеся примерно через десять лет после выхода «Носферату«, часто изображались элегантными и слегка человечными. Но Орлок — настоящий ужас. Сыгранный Максом Шреком в эпоху немого кино, его главной целью было привести в ужас современную аудиторию.
Несмотря на все усилия Флоренс Стокер, влияние графа Орлока и Носферату ощущается и по сей день. Так как же появился этот символ ужасов?
Как «Носферату» был тесно связан с «Дракулой»
В 1897 году Брэм Стокер опубликовал свой культовый роман ужасов «Дракула». История опиралась на многовековые знания о вампирах, чтобы рассказать историю графа Дракулы, вампира, живущего в Трансильвании. Персонаж Дракула, который пытается переехать в Англию, приглашает адвоката по имени Джонатан Харкер в свой замок, чтобы завершить свою новую сделку с недвижимостью. Харкер описывает свой ужасающий опыт пребывания в замке в лихорадочных дневниковых записях, и в конце концов Дракула обращает внимание на невесту (впоследствии жену) Харкера Мину.
Первое американское издание романа Брэма Стокера о вампирах «Дракула».
Роман стал огромным хитом. И в 1921 году новая кинокомпания под названием Prana Film решила снять фильм о вампирах. Продюсер Альбин Грау во время Первой мировой войны познакомился с сербским крестьянином, который рассказал ему о встрече с нежитью в Румынии. Полагая, что «носферату» — это румынское слово, означающее «вампир», Грау и режиссёр Ф. В. Мурнау решили, что это будет хорошее название для фильма. (Стокер тоже использовал этот «румынский» термин для описания вампиров, но на самом деле неясно, откуда взялось это слово). Грау также был твёрдо уверен, что из «Дракулы» получился бы фантастический фильм о вампирах.
Но даже несмотря на то, что создатели фильма связались с издательством, выпустившим немецкий перевод «Дракулы», они так и не обратились к Флоренс Стокер, вдове Брэма Стокера, чтобы получить права (Брэм Стокер умер в 1912 году). Поэтому, когда дело дошло до написания сценария «Носферату», Грау и сценарист Хенрик Гален в итоге создали повествование, которое во многом напоминало «Дракулу» Стокера, но с несколькими существенными изменениями.
В их фильме молодой немецкий агент по недвижимости по имени Томас Хаттер едет из города Висборг в Германии в Трансильванию, чтобы завершить сделку по продаже дома в Висборге. Он останавливается в замке человека по имени граф Орлок, в котором Хаттер постепенно начинает подозревать вампира. Как и в «Дракуле«, где граф отправляется в Лондон, Орлок направляется в Висборг, принося смерть и болезни, преследуя жену Хаттера, Эллен.
Немецкая реклама Носферату
В «Носферату» нет персонажа Абрахама Ван Хельсинга, который помогает Харкеру выслеживать Дракулу, и у фильма другая концовка, чем у романа «Дракула». Но самое значительное изменение коснулось самого вампира. Орлок в немецкой истории гораздо более чудовищен, чем Дракула Стокера.
Граф Орлок, Ужасающий Вампир Из Носферату
Граф Орлок в исполнении актера Макса Шрека по-настоящему отвратителен в «Носферату».
Граф Дракула из романа Брэма Стокера очарователен, но в то же время внушает страх. Это образ, на который опираются в более поздних фильмах о Дракуле, особенно Бела Лугоши в фильме «Дракула» (1931). Лугоши играет Дракулу учтивым и хладнокровным, чему способствуют его гладкие тёмные волосы и венгерская манера речи. Но граф Орлок в «Носферату» — совершенно другой тип вампира.
Граф Орлок, которого сыграл Макс Шрек и который отчасти вдохновлён классической историей ужасов «Голем», имеет впалые глаза, острые когти, сгорбленные плечи, худое тело, лысую голову и заострённые уши. Он похож на паразита и, кажется, олицетворяет опасность эпидемий и чумы.
Орлок агрессивен и кровососущ, как Дракула, но в более ощутимом смысле. Когда Джонатан Харкер порезался во время бритья в «Дракуле«, Дракула бросается к нему, но затем отступает, когда видит распятие Харкера. Затем Дракула разбивает зеркало для бритья Харкера. Но когда Хаттер порезал большой палец у Носферату, Орлок мгновенно реагирует, пытаясь высосать кровь.
Граф Орлок из Носферату отличается от Дракулы и другими способами. Хотя первоначальный Дракула не отбрасывает тени, тень Орлока такая же страшная, как и он сам. И хотя Дракула наиболее силен ночью, но способен разгуливать днем, солнечный свет смертелен для графа Орлока.
Знаменитое изображение тени графа Орлока из Носферату (1922).
Действительно, солнечный свет — это гибель графа Орлока в фильме. В отличие от Дракулы, которого убивают Харкер, Ван Хельсинг и другие, граф Орлок погибает, когда жена Хаттера Эллен жертвует собой. Она позволяет графу Орлоку напасть на нее прямо перед рассветом. Когда встает солнце, вампир исчезает в облаке дыма.
Образ монстра, созданный Шреком, был настолько запоминающимся, что некоторые даже подозревали, что Шрек был вампиром в реальной жизни. Его фамилия в переводе с немецкого означает «ужас», и в фильме 2000 года «Тень вампира» обыгрывается идея о том, что Шрек якобы был тайным вампиром.
Но даже несмотря на то, что граф Орлок и Носферату стали легендами ужасов, всё могло сложиться иначе. Когда Флоренс Стокер узнала о фильме, она поставила перед собой цель стереть его с лица Земли.
Миссия Флоренс Стокер по уничтожению графа Орлока и Носферату
Чтобы не копировать Дракулу полностью, создатели Носферату внесли ряд изменений в сюжет и образ вампира. Но этого оказалось недостаточно, чтобы избежать гнева Флоренс Стокер.
Премьера «Носферату» состоялась 4 марта 1922 года в Берлине и быстро привлекла к себе внимание. Компания Prana Film потратила на продвижение фильма больше денег, чем на его создание, — вскоре студия обанкротилась, — и новости о фильме о вампирах вскоре дошли до Англии и до вдовы Брама Стокера, Флоренс.
«Носферату» был не просто плагиатом «Дракулы», а откровенным плагиатом. В программе премьеры фильма с гордостью отмечалось, что он был «свободно адаптирован» по «Дракуле» Брэма Стокера. Но создатели фильма не приобрели права у наследников Стокера и не сообщили Флоренс о своих планах.
Первой реакцией Флоренс был судебный иск. Но, согласно The New York Times, в конце концов стало ясно, что у Prana Film просто не было денег.
Флоренс Стокер, вдова Брэма Стокера, боролась за то, чтобы «Носферату» был уничтожен, но в итоге фильм сохранился.
Через три года судья в Берлине вынес решение: все копии «Носферату» должны быть уничтожены. Но хотя копии фильма действительно были уничтожены в Германии, некоторые из них уже попали в Соединённые Штаты, и там «Дракула» стал общественным достоянием. Эти копии незаметно распространялись и в конечном итоге стали культовой классикой, запретной для некоторых, пока в 1960-х годах во всём мире не истёк срок действия авторских прав на «Дракулу». В тот момент противоречивый фильм «Носферату» можно было легально показывать где угодно.
К тому времени граф Орлок уже стал своего рода иконой фильмов ужасов. И остаётся ею по сей день. Ремейк оригинального немецкого фильма 2024 года снова представит эту историю новой аудитории, доказав, что персонаж графа Орлока — как и граф Дракула и другие персонажи-вампиры — поистине бессмертен. Даже дневной свет не может по-настоящему убить его историю.